УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ТЕРМИНЫ:

·ГЧП (МЧП) – государственное-частное партнерство (муниципально-частное партнерство);

·КС – концессионное соглашение;

·СГЧП (СМЧП) – соглашение о государственно-частном партнерстве (соглашение омуниципально-частном партнерстве).

Государственно – частное партнерство – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанной на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично – правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращения участия государства в экономическом обороте, когда те же могут задачи быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично – правовых образованиях и частных лиц. Данные отношения строятся на СГЧП (СМЧП) или КС, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско – правовыми договорами.

СГЧП (СМЧП) и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП (СМЧП) или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично – правового образования о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП (СМЧП) или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.

Признаки ГЧП:

1. Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет)

В среднем по статистике КС в России заключаются на 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов.

2. Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию.

Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП.

3. Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной.

Основным отличаем ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения.

Преимущества механизма ГЧП для частной стороны:

1. Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения.

2. Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП).

3. Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т.ч. минимальной доходности).

4. Возможность увеличить свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации.

5. Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту).

6. Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством.

В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения.

Законодательная база

Государственно-частное партнерство в Краснодарском крае

Размещено на инвестиционном портале Краснодарского края. Просмотреть.

Федеральные подзаконные акты:

Закон о концессионных соглашениях.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года N° 115-ФЗ.

В рамках подготовки концессионных проектов необходимо, в первую очередь, обратить внимание на постановление Правительства РФ от 31 марта 2015 г. N° 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения». Потенциальный концессионер подает предложение в муниципальный орган в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, именно по этой форме.

Закон о государственно – частном партнёрстве.

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 N° 224-ФЗ.

В развитие Закона о ГЧП Правительством Российской Федерации к 1 января 2016 года приняты все 14 нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Закона о ГЧП.В частности, приняты и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информацииwww.pravo.gov.ru 10 постановлений Правительства Российской Федерации и 4 приказа Минэкономразвития России. Подзаконные акты регламентируют процедуры, связанные с подготовкой, рассмотрением публичной стороной и оценкой предложений о реализации проектов ГЧП (МЧП), а также отдельные этапы конкурсных процедур, последующие контроль и мониторинг реализации СГЧП(СМЧП). Таким образом, к настоящему времени на федеральном уровне вся нормативная правовая база для начала реализации проектов ГЧП сформирована.

Объекты КС и СГЧП (СМЧП)

Перечни объектов, в отношении которых могут быть заключены СГЧП (СМЧП) или КС, установлены статьей 4 Закона о КС и статьей 7 Закона о ГЧП. На сегодняшний день они являются исчерпывающими и закрытыми.