Пример заполнения сводного отчета

Cводный отчет – обоснование предлагаемого способа регулирования заполняется с учетом методических рекомендаций по его заполнению
(Раздел III «Составление сводного отчета об ОРВ» Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290), в соответствии с установленной формой.

Важно: 

Сводный отчет составляет непосредственно разработчик проекта НПА (не тот, кому поручается так называемая «техническая часть», а разработчик, автор проекта). Для разработчика сводный отчет – это анкета, очевидные ответы на очень простые вопросы.

Проблема, информация о возникновении, выявлении проблемы (пункты 1.4, 2.1, 2.2 сводного отчета)

1. Необходимо точно изложить конкретную проблему, которую предполагается решить с помощью проекта и описать ситуацию, побудившую разработать проект.

Важно:

Наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не должно использоваться при формулировании проблемы. Также не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.

Например, «Отсутствие порядка предоставления субсидии» не является проблемой, поскольку утверждение порядка происходит не ради существования порядка, а с целью предоставления данной субсидии, которое невозможно в связи с отсутствием утвержденного механизма ее предоставления.

Таким образом, в данном случае проблема – «Невозможность предоставления государственной поддержки».

2. При формулировке проблемы рекомендуется указывать категории издержек вследствие ее существования:

убытки в виде реального ущерба и упущенной выгоды;

дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований (в том числе выпадающие доходы, вследствие существования проблемы).

3. Источники информации о возникновении проблемы:

обращения участников общественных отношений в органы государственной власти;

данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);

опросы общественного мнения, данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов;

обращения и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления в органы государственной власти Российской Федерации;

иные данные.

Например, в государственную программу включено новое мероприятие, направленное на предоставление субсидии определенного вида. При этом механизм реализации данного мероприятия не утвержден (порядок предоставления субсидии отсутствует).

В пункте 2.2 сводного отчета указываются наименование соответствующего мероприятия государственной программы, информация о необходимости его включения в государственную программу, о положении в соответствующей отрасли.

Характеристика негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия (пункт 2.4 сводного отчета):

Риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц;

причинение экономического ущерба, в том числе бюджетной системе Российской Федерации;

необоснованно высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур;

недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений (как следствие: недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия).

Например, невозможность предоставления государственной поддержки способно негативно отразиться на инвестиционном климате, привести

к снижению рентабельности в соответствующей отрасли и т.д.

Цель правового регулирования и индикаторы ее достижения (пункты 3.1, 3.4 – 3.7 сводного отчета)

Важно:

1. Заявленная цель регулирования должна соответствовать характеру проблемы. Как правило, формулировка цели лексически противоположна формулировке проблемы.

 Например,

1) если проблема – «Невозможность предоставления государственной поддержки», то цель – «Предоставление государственной поддержки»;

2) если проблема «Несоответствие НПА краевому и федеральному законодательству», то цель – «Приведение НПА в соответствие с краевым и федеральным законодательством»;

3) если проблема «Невозможность осуществления регионального государственного контроля», то цель – «Осуществление регионального государственного контроля (надзора)».

2. Если цель можно измерить количественно, устанавливаются индикаторы ее достижения, позволяющие измерить степень ее достижения
(в абсолютных величинах, либо в процентном соотношении), точно определить момент достижения цели по конкретным значениям индикаторов.

Например, для цели «Увеличение рабочих мест» индикатором является «Число рабочих мест» либо «рост числа рабочих мест в %».

Если достижение цели занимает длительный промежуток времени,

он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.

3. Формулировка цели должна быть:

конкретной (не допускаются формулировки: «улучшение ситуации», «создание условий», «содействие»);

понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями.

Формулировка цели не должна подменяться описанием средств ее достижения.

Например, «Утверждение порядка предоставления субсидии» не может являться целью – это способ достижения цели «Предоставление субсидии», направленный на решение проблемы «Невозможность предоставления субсидии».

Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов государственной власти Краснодарского края (органов местного самоуправления) (пункты 5.1 – 5.4 сводного отчета)

Необходимо указать функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые вводятся, изменяются или отменяются проектом.

В графе «Порядок осуществления функций» должны быть отражены все процедуры, предусмотренные проектом (проверки, прием и анализ документов, отчетности, выдача разрешений, согласование документов).

Например, в рамках порядка о предоставлении субсидии вводится функция «Предоставление субсидии», порядок осуществления которой включает:

размещение объявления о проведении отбора;

прием, регистрация и рассмотрение заявок и документов;

принятие решения о заключении (об отказе в заключении) соглашений
о предоставлении субсидий;

заключение соглашений о предоставлении субсидий;

принятие решения о перечислении (об отказе в перечислении) субсидии.

Примечание: в приведенном примере «Утверждение порядка предоставления субсидии» не является функцией органа государственной власти, вводимой правовым регулированием.

Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы) (пункты 7.1 – 7.4 сводного отчета).

Необходимо кратко описать предполагаемый порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость соответствия условиям предоставления субсидии, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление документов, отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности).

Пример расчетов стандартных издержек (информационных, содержательных) по проектам НПА

Приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов (издержек
на выполнение потенциальными адресатами предлагаемого правового регулирования типовых действий, осуществляемых для исполнения требований регулирования) и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования.

Сравнение возможных вариантов решения проблемы (пункт 9 сводного отчета)

Как минимум, необходимо сравнение предлагаемого варианта регулирования с вариантом невмешательства (непринятия нормативного правового акта).