Детские типы суицидального поведения

19.04.2022

Мы часто сталкиваемся с явлениями детской и подростковой преступности, жестокости, агрессивности по отношению к себе и другим, нередко слышим про подростковый суицид.

Все вышеперечисленные деструктивные явления можно отнести к проявлению саморазрушения, крайним случаем которого является суицид. Распространение саморазрушительного поведения среди детей и подростков представляет серьезную проблему для современного общества. Суицид в подростковом возрасте от взрослого отличается большей спонтанностью, основным мотивом которого чаще всего является наказание. Как правило, акту совершения самоубийства предшествуют ярко созданные в воображении картины раскаяния обидчиков. Однако у подростков нет в сознании связи между своим поступком и смертью. Суицидальное поведение у подростков является следствием неприятия ситуации как в семье, так и в отношениях со сверстниками. Атмосфера равнодушия, ненависти, несправедливости создает ощущение потерянности и одиночества. Чувство вины, невозможность выполнения предъявляемых требований со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка также являются предпосылками к суициду.

Существует три основных типа детского и подросткового суицидального поведения: истинный, демонстративный и скрытый. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Таком суициду  всегда  предшествует  угнетенное  настроение,  депрессивное  состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие  такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу  смысла жизни. Демонстративный  суицид  не  связан  с  желанием  умереть,  а  является  способом  обратить  внимание  на  свои  проблемы,  позвать  на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка свое-образного  шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием  роковой случайности. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального  поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это  поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. 

У подростков-суицидентов чаще всего выделяются  следующие  психологические особенности: преобладание формально-логического типа мышления, усиление аффективной сферы и недостаточность активного воображения. Недостаточно развитое воображение делает фрустрацию неожиданной, затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной. В целом для суицидента в большей степени характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности  ситуации  и  собственной  беспомощности,  аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности – зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю  жизни и личностным установкам.

Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам. Подросток, думающий о самоубийстве, считает, что он одинок, и никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том,  что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать его. Если ребенок не совершил самоубийство, а раздумывает над ним, значит, он хочет жить, но не знает, как справиться с трудностями. В разговоре с ним проведите аналогию проблемной ситуациии с болезнью. Расскажите о том, как вы преодолевали трудности в подростковом возрасте. Очень часто подростку не хватает опыта, чтобы найти выход из трудной ситуации.  Скажите, что его смерть может вызвать страдания, соизмеримые с теми, которые он испытывает сейчас.  Очень часто у подростка есть те значимые и близкие люди, которым он боится причинить боль.  Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки.   И самое главное — необходимо всегда помнить, что каждый ребенок заслуживает внимания, поддержки, любви, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением, учитывать его, уважать чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, знать, что он нужен, важен и любим!

                           

                                                                  Педагог- психолог отделения помощи  семье и детям

ГБУ СО КК «Абинский КЦСОН»

Огаркова Инна Викторовна