О компетенции Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей на нарушение их прав при оказании услуг жилищно-коммунального хозяйства

19.04.2023

Согласно п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, лишь в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных законодательством.

Правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, а именно Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и др., не регулирующими исполнение государственной функции Роспотребнадзора. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относятся к компетенции органов, осуществляющих

государственный жилищный контроль (надзор) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Согласно ст. 20 ЖК РФ Государственный жилищный надзор осуществляется органами государственного жилищного надзора.

Исключительной компетенцией Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей является:

— проверка соответствия договоров нормативно-правовым актам Российской Федерации и недопущения включения договор условий ущемляющих права потребителей (ст. 16 Закона о защите прав потребителей);

— предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе предоставляемой услуги (ст.ст. 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей);

— вопросы нарушения исполнителем коммунальных услуг порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения (ст.119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)